Что такое квир-феминизм
Квир-феминизм - теория и практика движения за гендерное и сексуальное равенство всех людей и за свободу от гетеронормативности. Квир-феминизм является одновременно направлением феминизма и направлением движения за права ЛГБТ+. Общий корень проблем квир-феминизм видит в гетеронормативности - комплексе представлений о поле, гендере, сексуальности и соответствующем социальном поведении, который устанавливает определенные виды идентичности и поведения как "нормальные", отрицая допустимость остальных, и поддерживает иерархию неравенства между ними. Отрицая гетеронормативность, квир-феминизм утверждает, что нормальным является все разнообразие идентичностей, утверждает свободу сексуального поведения в рамках безопасности, добровольности и разумности, и стремится к установлению равенства между всеми людьми независимо от их пола, гендера, сексуальности и т.д.
Квир-феминизм также признает пересечение нормативных иерархий по признакам гендера и сексуальности с нормативными иерархиями по признакам расы, класса, возраста, инвалидности и т.д., формирующее общую систему кириархата, и стремится учитывать их в своей теории и практике, объединяя силы с другими движениями по преодолению нормативности и неравенства.
Некоторые проблемы, которые рассматривает квир-феминизм, и подходы к ним
читать дальшеГлавная проблема - гетеронормативность, которая сочетает две взаимодополняющих и взаимоподдерживающих социальные нормы:
А) Бинарность гендера/пола: гендера/пола два, мужской и женский. Гендер должен соответствовать полу.
Б) Нормативная гетеросексуальность: сексуальное влечение допустимо только к представителю противоположного пола/гендера.
Квир-феминизм отрицает бинарность гендера и прямую связь гендера и пола, взамен демонстрируя разнообразие гендерных идентичностей и вариативность биологического пола. Квир-феминизм также демонстрирует всю вариативность человеческой сексуальности, которая проявляется в самых различных сексуальных ориентациях и предпочтениях. С политической точки зрения квир-феминизм настаивает на признании и равноправии всего разнообразия гендерных и сексуальных идентичностей.
В) Иерархия полов и/или гендеров. В паре и обществе якобы должны существовать ведущие и ведомые, а водораздел проходить по границе "мужчин" и "женщин". Поэтому мужчины (или хотя бы женщины с "мужскими" качествами) считаются более подходящими к руководящей работе. Непроговариваемый постулат необходимости иерархии полов/гендеров также лежит в основе представления о том, что феминизм приведет к полному хаосу (бесструктурности) в обществе или даже к захвату всей власти и ресурсов женщинами.
Квир-феминизм отрицает саму необходимость подобной иерархии. Перевернутая пирамида власти ничем не лучше ныне существующей. Одной из целей квир-феминизма является разработка других, более горизонтальных структур общества и отношений, а также исследование механизмов создания и поддержания таких структур.
Г) Жесткая привязка качеств и способностей к полу и/или гендеру. Если ребенок - девочка, то родители и окружающие сразу считают, что им известны ее интересы: куклы. А если мальчик, то его интересуют солдатики и конструкторы. Если женщина проявляет лидерские качества, они маркируются как "мужские", а успех женщины как руководителя приписывает тому, что она якобы "не совсем женщина". Если мужчине нравится ухаживать за больными, то таким образом он якобы проявляет свои "женские" качества. Даже за рамками бинарной модели пола/гендера привязка продолжает существовать: скажите "квиргендер" или "агендер" - и люди представят себе личность творческую, а не плотника или ученую, например.
Все и каждый мужчина считаются склонными к техническим профессиям, а женщины (все и каждая) - к гуманитарным. Если женщина преуспевает в технической профессии - это якобы потому, что она обладает большим количеством "мужских" качеств.
Квир-феминизм постулирует то, что качества, способности и интересы связаны с "внегендерными" свойствами личности. Если мужчине нравится работать с детьми - это потому, что он мужчина, которыми нравится работать с детьми. Квир-феминизм показывает, что "положительные" привязки качеств к полу/гендеру при ближайшем рассмотрении оказывают столько же ограничивающими и вредными, как и "отрицательные". (Представление о том, что женщины считаются более эмоциональными и заботливыми, всегда идет вместе с представление о том, что женщины должны заботиться о всех окружающих и являются слишком чувствительными для особо важных и серьезных занятий.)
Д) Жесткая привязка пола/гендера к сексуальности. Женщин сексуально и романтически привлекают исключительно мужчины. Если женщину в этом плане привлекают женщины, то она "немножко мужчина". По этой логике, люди, которых привлекают люди вне зависимости от пола/гендера, страдают расстройством гендерной идентичности, не определились или просто привлекают внимание к своей персоне. К кому должны испытывать влечение бигендеры - по этой логике, совершенно не понятно.
Квир-феминизм отрицает наличие связи между полом/гендером и сексуальностью, а также то, что пол/гендер участников любовно-сексуальных отношений эти отношения определяет (отношения между мужчинами не являются заведомо более агрессивными и страстными, отношения между женщинами не являют заведомо более чувственными и не завязанными на сексе; отношения с одним или более людьми с плавающей гендерной идентичностью не подразумевают "нетрадиционные" формы отношений и секса).
Е) Репродуктивная функция секса и репродуктивное насилие. О репродуктивной функции секса обычно вспоминают, когда нужно проявить социальный контроль над какой-либо группой людей (определенного гендера, сексуальности, национальности, класса, обладающими теми или иными физическими и психическими особенностями и т.п.)
Ё) Стандарты внешности. Стандарты внешности в доминирующей культуре однозначно определяются стереотипами о мужчинах, женщинах, гомосексуалах, бисексуалах и гетеросексуалах (остальные виды идентичностей вообще являются невидимыми), этносах и классах.
Ж) Стандарты поведения. Стандарты поведения в доминирующей культуре однозначно определяются стереотипами о мужчинах, женщинах, гомосексуалах, бисексуалах и гетеросексуалах (остальные виды идентичностей вообще являются невидимыми), этносах и классах.
З) Представление о явных и жестких границах физических и психических здоровья/болезни. В доминирующей культуре считается, что все виды психических и физических особенностей явно видны невооруженным глазом и что все видимые невооруженным глазом психические и физические особенности - это нежелательное отклонение от "нормы", т.е. болезнь или расстройство.
И) Обязательность моногамии (или серийной моногамии). В доминирующей культуре моногамия или серийная моногамия является нормативной формой отношений. В реальности доминирующей культуры все остальные отношения маркируются как неполноценные или замалчиваются ("любовница" = "ту, кого скрывают от основного партнера", "та, с кем ничего кроме секса не связывает").
К) Стандарты семейных структур. Нормативной формой семьи в доминирующей культуре является нуклеарная семья (два разнополых родителя + дети). Эта же форма семьи считается универсальной для всех культур и "вневременной", несмотря на противоречащие этому утверждению факты. Другие формы семьи маркируются как неполноценные и нежелательные (мать + ребенок/дети, мать + бабушка или подруга + ребенок/дети, отец + ребенок/дети, разнополые партнеры без детей, семья из одного человека, семья из нескольких друзей + воспитываемые совместно дети, полиамурные партнеры + ребенок/дети, однополые партнеры, однополые партнеры + ребенок/дети и т.п.)
М) (Сексуальное) гражданство - рациональность, дееспособность и респектабельность (соответствие стандарту) как условие доступа к правам. См. иерархическую пирамиду сексуальных ценностей.
Н) "Невинное дитя" как одна из центральных фигур гетеронормативности. В доминирующей культуре существует представления о том, что характеристики детей универсальны в любом месте и любом времени. "Невинность" детей (под которой подразумевает знание и следование исключительно нормам доминирующей культуры) используется в политической стратегии поддержания системы кириархата, в частности, гетеросексизма, нормативности нуклеарной семьи, иерархий этносов и народов. Понятие "детской невинности" оборачивается против самих детей. Во-первых, оно используется для ограничения доступа самих детей к разнообразной информации, которая необходима для формирования критического мышления, компетентности и этичности. Дети ежедневно живут в той реальности, где важны внешние проявления гендера, сексуальности, этничности, принадлежности к определенному классу, но они не могут получить полную и достоверную информацию об этой реальности. Дети не имеют доступа даже информации о том, что такое сексуальное насилие, и о том, что жертва не виновата в совершенном над ней насилии. Во-вторых, понятие "детской невинности" используется для подавления и замалчивания тех сексуальных чувств и мыслей, которые возникают у детей в разные периоды их жизни. В-третьих, это понятие использует как средство цензуры и подавления тех проявлений сексуальности и гендерной идентичности детей, которые не соответствуют нормам доминирующей культуры.
О) Представление об одновременной размытости и явности согласия на сексуальные/романтические/дружеские отношения. В доминирующей культуре одновременно существуют два противоречащих друг другу утверждения: то, что по женщине вообще невозможно понять, хочется ли она секса, и что несогласие на секс - это только крайние проявления несогласия ("Ну она же не кричала!).
П) Представление о других культуре и этносе как о точно таких же (как нормативные). В доминирующей культуре существует представление о том, что не нормативные культуры являются вариацией или калькой (притом очень некачественной) с нормативной культуры. При неинтерсекциональном подходе отрицаются или замалчиваются отличия в проявлениях сексизма, расизма, гетеросексизма, культуры насилия и т.п., а также разные масштабы влияния этих явлений на жизнь людей из ненормативных социальных групп.
Р) Представление о других культуре и этносе как о совершенных иных (по отношению к нормативным). Одновременно с предыдущим представление в доминирующей культуре существует представление о том, что люди из ненормативных культур являются принципиально иными по сравнению с людьми из нормативной культуры, и поэтому якобы для вполне подходят такие культурные нормы как браки с малолетними, женское обрезание и т.п.
С) Культурная апроприация - усвоение или незаконное заимствование и использование изображений, ритуалов, эстетических стандартов и норм поведения, свойственных доминируемой культуре или субкультуре представителями доминирующей культуры. Чаще всего это заимствование происходит без понимания и уважения к тем смыслам и контексту, которыми наделяет эти изображения, ритуалы, эстетические стандарты и нормы поведения сама культура или субкультура, у которой заимствуют.
Т) Культура насилия и культура изнасилования. Культура изнасилования - термин, который используется в рамках женских исследований и феминизма для описания культуры, в которой распространены изнасилование и другие формы сексуального насилия (обычно против женщин), и в которой преобладают мировоззрение, нормы, практики и подача материалов в СМИ, которые нормализуют, оправдывают или поощряют сексуализированное насилие (подробнее - в этом посте).
(и так далее. Хватило бы на все буквы алфавита.)
Критика нормативности
"Критика норм/нормативности" означает иное, чем "отказ от всех существующих норм вообще, хаострешанархиякровищаразвратсмертьпипец".
Критика норм/нормативности - описание и демонстрация того, как те вещи, которые считаются сейчас само собой разумеющимися, возникали и становились "нормальными". Главная цель критики норм - показать, что норма культурно сконструирована, что она относится к сфере культуры/цивилизации, а не к сфере природы. Норма искусственна, следовательно, никто не может иметь "нормальные" ценности от рождения.
Критика норм - не безусловный отказ от них, всего лишь осознанный выбор тех норм, которым мы следуем. Благодаря критике разрушается ощущение "врожденности" нормы, ощущение, что норма дана нам в том или ином готовом виде и, как нечто "данное", "врожденное", "естественное", является обязательно хорошей, правильной и обязательной к исполнению. Освободившись от этого ощущения, человек может осознанно выбирать те нормы, которым он хочет следовать.
@темы: квир, нормативность, теория пересечений, FAQ