"Товаришка" опубликовала пару личных историй-высказываний о феминизме и небинарных гендерных идентичностях.
"
Агендеры и феминизм: точки соприкосновения" (Елена Георгиевская)
"
Обстоятельства, пол, я" (Море Оранское)
<личное оценочное высказывание>Второй текст я читал с мыслью "Ну хоть кто-то об этом написал развернуто!". Мне его очень не хватало, когда надо было объяснить, почему меня задевают высказывания "Все мы тут женщины, что бы вы сами о себе ни говорили" в феминистских пространствах и почему я ощущаю это как давление отказаться от собственной гендерной идентичности.
</личное оценочное высказывание>Второй текст под катом.
Обстоятельства, пол, я
(с) Море Оранское
Мои обстоятельства таковы, что я родилось с вагиной, и, насколько мне известно, над моими половыми органами не проводилось никаких “корректирующих” операций. Сейчас у меня есть месячные и грудь, а когда я, относительно здоровое, сдаю кровь на клинический анализ, в ответе написано, что все показатели укладываются в референсные значения для женщин.
Мои обстоятельства таковы, что с детства меня приучали носить юбки и платья, отращивать волосы и ухаживать за ними, не слишком-то спорить с мужчинами и считать совершенно нормальным, если у меня нет успехов в “мужской” области деятельности.
Мои обстоятельства таковы, что меня презирают в той же степени, что цисгендерных женщин, для многих моя неконвенциональная внешность – достаточный повод меня не слушать, я приучено регулярно задумываться о том, являются ли мои переживания чем-то значимым, мое отучение от выученной беспомощности как раз в самом разгаре, при трудоустройстве у меня могут возникнуть проблемы просто потому, что я, по мнению работодателя, могу родить (хотя откуда ему-то знать?) и так далее и тому подобное. Когда мне приходится пешком добираться до дома ночью, мне страшно, даже если идти близко. Впрочем, меня ни разу не грабили, а когда изнасиловали, это, как, наверное, и в большинстве случаев, было не на улице.
Мои обстоятельства таковы, что я, не будучи медиком, могу не бояться, что меня загребут в армию. И еще один бонус: вытянув счастливый билет и заключив брак с человеком с большой зарплатой, я могу, не боясь очень уж сильного общественного осуждения, не идти на оплачиваемую работу, вместо этого тратя время на лечение психических травм и освоение профессии моей мечты. По крайней мере, пока.
Мои обстоятельства таковы, что, если в моем государстве запретят аборты, это ударит и по мне – прямым образом, если я когда-нибудь вляпаюсь в нежелательную беременность, и непрямым в любом случае.
Все эти обстоятельства называются женским полом и гендером. С точки зрения как обывателей, так и транс-эксклюзивных радикальных феминисток, этого должно хватать, чтобы я считало себя женщиной и не выпендривалось. Вот только не понимаю, почему я обязано считать, что описание моих обстоятельств – это и описание меня.
Не могу толком объяснить, почему мне легко сказать, что я социализировано в женском гендере, что у меня женский биологический пол (хотя он тоже условность – не будем забывать об интерсексах и о телах после медицинских вмешательств), что социальный пол у меня тоже женский – но вот на попытке сказать без оговорок, что я женщина, я ломаюсь, чувствуя фальшь. Я потратило достаточно много времени и сил на попытки решить дурацкий вопрос, “мальчик я, или девочка”, и очень радо, что “определяться” оказалось не обязательно. Как выяснилось, мне было достаточно заговорить о себе в среднем роде и взять транс-имя, чтобы избавиться от иррационального ощущения, что я ввожу людей в заблуждение и однажды провалюсь.
Изменились ли от этого мои вышеперечисленные обстоятельства? Нет, не изменились, и мне печально за тех, кто меняет гендерный перформанс не по внутреннему зову, а в надежде, что они изменятся. Гендерквир – это то, как ты себя чувствуешь, а не то, как тебя воспримет мир, и я не уверено, что доживу до момента, когда будет по-другому. Некоторые считают, что это достаточная причина бросить все эти глупости и считать свой пол – свой пол, а не свои обстоятельства – женским и никак иначе. Но, извините, на это я не пойду. Мне слишком дорога моя внутренняя свобода – и, к тому же, я не понимаю, как она может помешать мне видеть несвободу внешнюю. Существование людей вроде меня усложняет картину мира? Неудобно, когда не всегда можно говорить о “мужчинах и женщинах” – вечно приходится уточнять, что речь о людях с такими-то телами, с таким-то опытом? Искренне сочувствую, это действительно сложно с непривычки, но ничем помочь не могу.
Я ничего не имею против цисгендерности в общем: если у вас не возникает такого диссонанса, как у меня, я только радо за вас. Я не открещиваюсь от цисгендерных женщин в частности, ведь я с ними в одной лодке. Я феминистка, черт возьми, и я не собираюсь закрывать глаза и представлять себе, что моих обстоятельств не существует, или что они не определяют меня вообще ни в чем. Но мне больно раз за разом читать, – и у кого? у людей, критически относящихся к гендеру! – что таких, как я, не бывает, потому что обстоятельства человека равняются ему самому. Пожалуйста, не говорите и не пишите этого, особенно если вы включаете меня в число тех, на чьей стороне феминизм.
А кроме того, я подозреваю, что сегодняшние наработки гендерквиров пригодятся в будущем, когда социальные и экономические основы гендера покосятся еще больше, но останется инерция. Вот тогда-то умение мыслить вне бинарности станет жизненно нужно не только тем, кому бинарность тесна сейчас.
@темы:
гендер,
квир,
нормативность,
трансгендерность,
теория пересечений
выходит, что желание понравиться сексистам - протест против сексизма?
ну, видимо, для авторки "изнутри" - это так или похоже)
Что не отменяет того, что в этой цитате много неотрефлексированной мизогинии (принятие сексистского видения женщины как факта и отстройка своей идентичности от этого сексистского видения).
Вообще, по-моему, отличная иллюстрация того, как протест против сексизма принимает свою форму, в том числе, и под воздействием внутреннего и внешнего сексизма.
Извините, но я не вижу здесь желания понравится - я вижу нежелание, чтобы вместо тебя видели неприятный тебе образ. К желанию нравиться это имеет крайне мало отношения: например, мне по большей части плевать, нравлюсь ли я малознакомому человеку, но меня передергивает от вероятности, что он увидит вместо меня неприятный мне или не совпадающий со мной образ, даже если этот образ нравится ему больше, чем я-настоящий.
точно так же сексистам вполне может нравится миленький образ, озабоченный исключительно айфончиками и с альтернативной логикой: уж всяко больше, чем малопонятный агендер, но автор цитаты (простите, до сих пор сложности с "авторками") предпочитает, чтобы его видели им самим, а не через призму его пола.
Но не стану спорить с Kasem, мизогинии здесь (в том числе и в моих мотивах) много.
Гендерквир – это то, как ты себя чувствуешь, а не то, как тебя воспримет мир, и я не уверено, что доживу до момента, когда будет по-другому. Некоторые считают, что это достаточная причина бросить все эти глупости и считать свой пол – свой пол, а не свои обстоятельства – женским и никак иначе. Но, извините, на это я не пойду. Мне слишком дорога моя внутренняя свобода – и, к тому же, я не понимаю, как она может помешать мне видеть несвободу внешнюю. Существование людей вроде меня усложняет картину мира? Неудобно, когда не всегда можно говорить о “мужчинах и женщинах” – вечно приходится уточнять, что речь о людях с такими-то телами, с таким-то опытом? Искренне сочувствую, это действительно сложно с непривычки, но ничем помочь не могу.
Дадададададада