Оригинал поста: тумблер alwayslabellavita. Перевод поста взят из Check your privilege.Что НЕ является культурной апроприацией:
• готовить и есть принадлежащую чужой культуре еду;
• слушать принадлежащую данной культуре музыку;
• смотреть принадлежащие этой культуре фильмы;
• читать принадлежащие этой культуре книги;
• изучать искусство данной культуры;
• носить одежду данной культуры в тех случаях, когда эта культура находится в доминирующей позиции по отношению к вашей (например на свадьбе или в стране этой культуры), - но только когда люди вокруг не имеют ничего против этого или когда по правилам вам необходимо присоединиться к ним. Так, если вы приехали в Пакистан, вам можно надеть шальвар камиз, чтобы не выделяться в толпе как туристка с Запада. Если вы посещаете храм или другое религиозное заведение, вам наверняка потребуются определенные предметы одежды. Или если вы приглашены на праздник, и пригласившие разрешают гостям надеть их национальную одежду, чтобы участвовать в действе.
• практиковать ритуалы/танцы данной культуры в определенных ситуациях (например, на занятиях по танцу живота или на индийской свадьбе, где вам надо будет танцевать с другими гостями).
Что ЯВЛЯЕТСЯ культурной апроприацией:
читать дальше• ношение предметов одежды/макияжа, которые имеют глубокое сакральное значение для какой-либо чужой культуры (например, макияж в стиле El dia de los Muertos на Хэллоуин или для "оригинальной" фотосессии);
• бездумное ношение предметов одежды маргинализованных культур с целью казаться модным и оригинальным;
• имитация стандартов красоты и макияжа маргинализованной культуры (например дреды, бинди, традиционные для многих культур узоры хной на теле)
• попытки перенять чужие ритуалы и старинные традиции, чтобы превратить их в безвкусное развлечение исключительно ради удовольствия;
• превращение духовных и религиозных предметов/традиций в модный тренд;
• попытка вести себя с представителями маргинализованной культуры так, как будто вы эксперт в их еде/музыке/искусстве/традициях, и понимаете во всем куда больше, чем они;
• любая попытка влезть в "кожу" неродной вам культуры как в модный костюм - с целью "самовыразиться" или показаться оригинальным. Превращение чужих традиций в дешевый мусор.
Что в этом плохого?
В западном обществе белые люди, ворующие чужую одежду и обычаи с целью подчеркнуть свою индивидуальность, всегда считаются "модными", "независимыми", "оригинальными". Но когда не-белые люди, собственно представители маргинализованной культуры, носят принадлежащую ИМ одежду, макияж или прическу, на них смотрят сверху вниз, издеваются, смеются, и всячески демонстрируют презрение. Им говорят: "уезжай домой, вон из нашей страны, здесь другие ценности". Те несколько раз, когда я надевала шальвар камиз (прим. пер. - авторка - пакистанка, живущая в США), люди на улице смотрели на меня так, как будто я чем-то больна. Однако если белая женщина (или даже цветная другой национальности - потому что у цветных людей не больше прав присваивать себе элементы чужих культур, чем у белых) наденет на улицу шальвар камиз, люди скорее всего подумают, что она милая и оригинальная.
Вы все еще не видите здесь большой проблемы? Вот еще пример. Когда Селена Гомес и Кэти Перри используют костюмы чужих культур в своих клипах, аудитория думает, что это весело и креативно. Но когда американка индийского происхождения выиграла титул "Мисс Америка", расизм аудитории просто зашкалил. Люди писали: "Американцы не выглядят так, как она, нам не нужна черномазая поедательница карри, пошла вон из этой страны." Получается, что индийская культура приемлема только в том случае, если ее крадет Селена Гомез, но не дай бог, если им покажут настоящую индианку. И еще одна иллюстрация: белые люди с дредлоками всегда рассматриваются как "неформалы", "приверженцы стиля софт грандж" или "хиппи", но чернокожие люди с дредами воспринимаются обществом как асоциальные немытые лентяи, хотя уж они-то гораздо лучше знают, как ухаживать за такими волосами.
Научитесь уважать чужое разнообразие. Нельзя быть слепым к культурными различиям, потому что таким образом вы стираете идентичности других людей. Вы можете восхищаться и ценить чужую культуру без воровства, без попыток использовать ее в личных целях, опошлить и превратить в "экзотические" костюмы. Вы выросли в другой культуре, так что не превышайте данных вам границ. И да: ВСЕГДА найдутся люди, которые скажут: "но мои друзья-китайцы не возражают когда я...", "но я мексиканец и мне все равно...". Во-первых, один человек не может говорить за всех представителей своей культуры, и то, что кто-то не против, не означает, что никто не обижен и вы можете делать все, что взбредет вам в голову. То, что один человек не видит в культурном присвоении ничего предосудительного, не значит, что остальные считают так же, и это не отменяет распределения сил в данной ситуации и последствия ваших действий. Невероятное количество цветных людей, в особенности женщин, страдают от сексуального насилия, харассмента, насмешек и фетишизации из-за своих культурных традиций. в то время как белые люди, присваивающие чужую одежду и макияж считаются "свободомыслящими", "богемными", "необычными", "трендовыми" - всего лишь потому, что они спародировали ТУ ЖЕ САМУЮ культуру.
Поймите: люди, которые борются с культурным присвоением, делают это потому, что им надоели микроагрессия и фанатичная ненависть, с которыми приходится сталкиваться каждый день. Вам лучше не пытаться доказать, что они не имеют права на собственную культуру и что угнетение - их выдумки или ничего не значит.
Есть женщины, которые не видят ничего плохого в сексизме. Есть чернокожие люди, которые смеются над расистскими шутками. Евреи, которым наплевать на антисемитский юмор. Друг, на которого вы ссылаетесь, ведет себя точно по аналогии с ними. Неужели вы считаете, что это дает вам право вести себя как маленький ребенок, который кричит в магазине: "Хочу-хочу-хочу!", потому что не может контролировать свои желания?
На дворе 2014. Просто перестаньте искать оправдания для собственного невежества.
Мне очень нравятся буркини, но я не могу купить себе такой купальный костюм, потому что меня мгновенно обвинят в попытке носить "экзотику". Мне это не кажется очень правильным. Внешне довольно трудно определить, где есть цель самовыразиться, а где нет.
Но очень во многих случаях не уважительное отношение к недоминирующей культуре видно явно (человек прям говорит о "японском костюме", а на самом деле, в костюме смешаны китайские, вьетнамские и японские элементы; или о "русском костюме", а там и украинские, и бурятские, и азербайджанские элементы, а русского - ровно ноль.)
С этим я тоже не могу полностью согласиться. Для меня оскорбление состоит из двух актов: намерения и правильного декодирования информации, причём главное здесь - намерение. В желании показаться оригинальной нет неуважения к чужой культуре (даже если представителей этой культуры унижают за те же самые атрибуты). А умение отличать признаки разных культур (это про костюмы, например) нет заведомого уважения к этим культурам.
Кстати, мне нравится буркини, но я по чистой случайности знаю, что это мусульманский купальный костюм. Потому что мне они просто нравятся и являются для меня очень полезными (я не загораю, и буркини кажется мне наилучшим выходом из положения).
Я понимаю, откуда растёт борьба с культурным присвоением. Вот только не могу поддержать эту борьбу: люди всегда заимствуют что-то удачное, удобное или просто красивое, а через некоторое время (или при распространённости) забывают, откуда они это заимствовали. Иностранные слова в языке становятся родными, итальянский тип кофеен большинство людей, что я видела, считает американским типом (а разницы-то), индейские причёски становятся панковскими и так далее. В этом нет неуважения к культуре, это другой процесс.
Я считаю, что куда важнее свобода носить то, что нравится. Если кто-то придаёт этому сакральное значение, то пусть придаёт. Я встречала точки зрения, что ловцы снов превратились из оберега в попсовую атрибутику, которая используется по поводу и без повода. Так вот, я считаю, что нельзя запрещать делать ловцов снов. Каждый раз, когда пытаешься провести это разделение: "по-настоящему" ли человек понимает или просто выпендривается, линия раздела всегда проводится по-разному (особенно разными людьми), тут нет единых критериев.
А помните, например, мнение о том, что "белый рэпер - это не рэпер"? Тоже ведь бред. Да, это заимствование. Да, это может быть ради выпендрёжа. А может быть и ради эмоций ("я так их понимаю, я сам чувствую себя таким"). А может - просто потому, что талант. Или потому что нравится (и человек даже мог не знать, что это "музыка чёрных"). Или как дань уважения.
Бороться с дискриминацией - несомненно, нужно. А вот борьбу с культурным присвоением я поддержать не могу. Потому что все попытки иметь исключительно _собственную_ культуру, только для "своих" или для "избранных" (если речь идёт о субкультурах) только увеличивают нетолерантность, потому что подчёркивают различия.
Не плохо считать себя особенным, но не нужно закрывать границы.
Культурная апроприация доминирующей культурой элементов доминируемой культуры происходит частт не зависимо от умысла конкретного человека. Просто в доминирующей культуре не принято различать доминируемые культуры и считается, что никто не будет эти доминируемые культуры различать (это к примеру о деталях костюма). Ситуация даже не сильно зависит от степени осведомлённости, потому что осведомленность все равно получается в условиях культуры.